Договор на услуги росписи или барельефа...
Договор художника
Пару слов о том, как правильно составить договор с художником на творческие работы. Я занимаюсь барельефом и росписями на стенах уже более десяти лет и, конечно, клиенты часто просят составить договор на творческие услуги художника. Иногда складывается большая стоимость барельефа на стене или рисунка со сложными деталями и, естественно, заказчик опасается, так как предоплата не малая, а также хочется получить какие-то гарантии, качество, сроки.
• Все работы по барельефу фото • основные вопросы, фото, эскизы
В этой статье:
Обезопасит ли договор от обмана
Творческие услуги и гарантии заказчика
Случай с договором из практики
Данную работу я выполнял в плане эксперимента, на который согласился заказчик. До этого я не видел в интернете и сам не делал ничего подобного в барельефе. И как это будет выглядеть я не то что в договоре, а просто на словах не мог объяснить, так как не представлял итог.
Честно сказать, большую часть своих рисунков и барельефов на стене я выполнил без заключенного договора на бумаге, то есть он был, но на словах. А в качестве бумаги была расписка об этапах оплаты.
И если мне кто-то скажет, Сергей Вы что, нужно себя защищать юридически, могут же и обмануть, и все в этом роде. Мне в это хочется верить, но не могу себе представить хоть одного художника у нас в России, который заключил договор на творческие услуги с частным лицом, недополучил свои деньги и отправился в суд качать права. Мне даже не интересно, как в итоге получится, а сам факт то, что отправился, такое возможно? И с обратной стороны, заказчик договорился с художником, заплатил деньги за работу и получил у себя на стене, назовем эту картину «абстракция». В общем главную свою мысль ниже хочу донести о том, как себя защитить заказчику. И напишу какой схемы придерживаюсь я, как художник, чтобы попытаться себя обезопасить. А уже поможет ли Вам договор с художником, решайте сами.
Обезопасит ли договор на услуги художника от обмана?
Не будем писать слово обман, так как у каждой стороны своя правда. Было ли у меня, что не отдавали часть денег за выполненную работу? Да, было. И так же было наоборот, что заказчик оставался недоволен сделанной мною работой. И если меня спросить, то отвечу сразу - нет, ни в одном из моих случаев договор с художником и заказчиком не помог бы никому. Я тоже совершаю ошибки и любая творческая работа — это некий эксперимент, никогда не знаешь, что получится в итоге. Но, всегда стараюсь выполнить свою работу хорошо, на совесть. Также заказчик в какой-то момент посчитал, что я неправильно или плохо выполнил свою роспись или барельеф на стене и не стал ее полностью оплачивать, как договаривались.
Трудовой договор с художником какая главная задача?
В большинстве случаев, если идет речь о творческом произведении, то на мой взгляд, у исполнителя - художника главная задача сделать работу и получить за нее заранее оговоренные деньги. У заказчика - получить результат, качественную работу, о которой заранее договорились. Например, такие показатели как сроки, гарантии, авторские права, кто, когда и где будет делать — это уже второстепенные вопросы. То есть заказчик вполне может закрыть глаза на затянутые сроки по договору, если работа ему в итоге понравилась. Или художник может вполне пойти на уступки и что-то сделать дополнительно – добавить или поменять в картине не по договору, если оплата в срок. Так вот, если этапы оплаты в договоре с художником можно легко обозначить, то как правильно прописать результат творческой работы: картины, скульптуры, барельефа или росписи на стене?
• Сколько стоит барельеф • цена на барельеф, примеры эскизов
Договор с мастером на других примерах
Часто вижу на объекте других мастеров и, большую часть их работы, заказчик может проверить и принять сам, не имея особых знаний. То есть положили плитку, камень, мрамор или дорогой паркет, убрали строительные материалы и все видно: где шов неровный, где лак пузырями, перепады, трещины и т.п. То же самое мебель, обои, установка техники и прочее – подписав договор, все можно посмотреть, проверить и принять работу мастера или отказать, указав неисправности.
Соблюдение технологии, качество материалов и т.п. проверяется временем. Через месяц или полгода могут отклеиться обои, потрескаться дорогой паркет, даже покрыться трещинами штукатурка под гениальной работой художника)), что-то еще может протечь, сломаться, заскрипеть и т.п. На все это в договоре прописываются гарантийные обязательства, и мастер сам заинтересован чтобы их не возникло. Вы, наверное, в уме уже представили, как обстоят дела по таким же примерам, но в случае, если договор о творчестве?
Творческий договор
Интересное название, условно назовем его так. Мне присылали заказчики разные шаблоны и примеры составленных договоров, читал, смотрел. Я не юрист, но до сих пор так и не знаю, как в договоре на творческие услуги художника защитить сторону заказчика.
Нет, мы не берем явный обман, когда художник взял предоплату и исчез. Например, мне это выйдет намного дороже – закрывать всю деятельность. Мои работы: росписи и барельефы представлены на сайте, который работает уже много лет и контакты всегда в открытом доступе.
А вопрос условно в следующем. По договору с художником заказчик обязан выплатить стоимость барельефа или картины на стене, к примеру, по этапам, а художник обязуется выполнить свою творческую картину – «рельефное панно с голубями» согласно приложенному эскизу, размеру в срок. Легко.
Эскиз к барельефу тема африка выполнен в технике карандаш, акварель, расположение деталей условное.
Альбом с фотографиями готовой работы тема "Африка"
• Барельеф фото панно из гипсовой штукатукри на стене •
Представьте себе эскиз на формате А4, если это барельеф, то он условно в линии, если это роспись стен, то это акварель, набросок, фотография. Вы подносите этот эскиз к стене 2х2 или 2,5х4 метра и растягиваете, увеличиваете. То же самое можно попробовать сделать на компьютере с фотографией низкого разрешения. В общем все эти пиксели – увеличенные квадратики или мутное расплывчатое изображение должен довести до ума художник на свое усмотрение.
Увеличенный фрагмент эскиза, деталь - листья, ветка
И скажите, кто по трудовому или творческому договору будет судьей, который скажет: «… вот этот листик дорисован, а этот камушек нет!» ? Или, кто должен сказать, что правильно и хорошо слеплены кроны деревьев в барельефе? А вот шея павлина коротковата, да и вообще он не похож! А еще лучше, кто утвердит такие понятия, как - красиво или нет, нравится или не нравится картина, похоже и т.п. Никто. А точнее, по идее сам художник.
Показаны три варианта с разной проработкой деталей в барельефе, от очень простого плоского рельефа, до объемной формы листьев с проработанной детализацией. Один и тот же сюжет по эскизу - ветки, листья, часть кроны дерева.
Да, можно сделать и приложить к договору куски пробников, взять как пример детали из других работ по фотографиям, но все равно — это ничего не докажет в юридическом споре. То есть на тот случай, для чего и составляется договор с мастером. Деталей в картине очень много и к каждой приложение с фото не составить.
Договор с художником на создание копии
Единственное, что может гарантировать результат с максимально близким качеством в картине или барельефе – это, если Вы заказали художнику копию. Если делать условно точную авторскую копию или чужую работу, тогда можно в договоре с художником приложить фотографии, части барельефа или детали картины и условно сверить потом. Но 100% копию не сделать и опять там будет стоять формулировка «условную или примерную» копию.
Каких фразы в договоре избегать
Лучше заранее попросить сторону выслать договор на почту для прочтения и возможной поправки. Не надо быть юристом, но иногда мне встречались такие пункты в договорах на оказание творческих услуг, типа:
- Если заказчику не понравится…покажется или вздумается, посчитает, что картина недостаточно сделана, проработана… или посчитает не красивым произведение, тогда исполнитель обязан переделать или вернуть вознаграждение. В общем много всего абстрактного можно добавить. На мой взгляд, такие пункты и фразы можно воспринимать как угодно, нет вообще никакой конкретики и получается, что в любой момент заказчик может сказать, что мне не нравится работа? Согласен, это некий способ перестраховки.
Пример в росписи стен. На фотографии примерный эскиз к рисунку на стене в детской комнате. Я даже не помню, как договаривался с заказчиком и как они согласились, на подобный эскиз, где нет никакой конкретики. Естественно, весь договор на словах о сложности рисунка и о стоимости. Далее я на свое усмотрение уже добавляю и прорисовываю детали.
Изначально любое взаимодействие с художником и заказ творческой работы - это некий эксперимент. Да, все хотят, чтобы всем понравилось, но никто не знает, как получится. И полагаю, на этот риск заказчик сам осознанно идет и платит за работу деньги. Другое дело, как договорились, все ли детали обсудили на берегу, чтобы максимально объяснить мастеру что хотите или как хотите, а он в свою очередь оценит предполагаемый проект.
Если я не прав, то интересно в комментариях выслушать мнения специалистов о том, как правильно прописать в договоре творческие мысли и их воплощение. На практике у меня был один случай как раз с договором на услуги по барельефу на стене.
Договор с художником случай из практики
Нет, расскажу я не про свой конфликт, а касательно. Пригласили меня однажды сделать новую работу или, если будет возможно, исправить чужую, тоже новую, еще, как говорится, краски не просохли. В общем дело было такое, как рассказал мне заказчик. Договорились с художником, он показал работы и сказал, что может вот так и будет эта роспись на стене стоить столько, (я бы сказал не мало). Как, оказалось после, показаны были чужие работы. Заключили договор, приложили фотографию, эскиз, заплатили аванс как положено. Время бежит, ремонт в квартире движется. Заказчик день ото дня заезжает, поглядывает и про себя думает, когда же начнется «проработка деталей» (как-то иначе он назвал этот процесс, не помню). Но заказчик не знал, что дело уже к концу идет и еще несколько мазков и работа готова. Настал тот день, художник попросил принять работу, и получился разговор. Заказчики получили у себя на стене в квартире далеко не то, что ожидали за эти деньги и на вопросы «почему вот это нарисовано по-детски, это кривое, а это вообще не похоже само на себя?» Ответ художника был с вопросом: «Но красиво же?»
В общем сам заказчик привлек в помощь юриста с работы, посмотрели заключенный договор, все вроде исполнено – сроки соблюдены, размеры есть, рисунок по эскизу выполнен, похож - картина готова, краски такие-то. Ответ юриста был таков, что условия по договору художником все соблюдены, а вот заказчик еще денег должен!
Совет по договору с художником
Вывод мой таков: договор на оказание творческих услуг может обозначить сроки, может распределить сумму предоплаты, можно прописать гарантии, что не отвалится краска через год, можно передать авторские права, но договор не может указать или заставить художника выполнить “шедевр”, так скажем.
Совет. Если Вы заказчик, то выбирайте лучше. В основном Вы ищите не имя, не точное название бренда, студии или мастерской, а идет поиск в интернете по картинкам, а именно по работам художника. Фото барельефа, изображение росписи стен в интерьере и после уже выбираете автора по его работам, которые понравились, либо ищите того, кто сможет это сделать по фото.
В том и другом случае внимательно смотрите готовые фотографии исполненных работ – детали, поймите масштаб, стиль, каков подход к работе. В доказательство авторства, желательно увидеть фото, где художник на фоне своих работ, в процессе создания картины, барельефа. И уже в последнюю очередь составляйте договор с художником.
Совет по схеме и оплате.
Часто принято в работе – это аванс 50% и по окончанию 50%. Схема хороша для ряда работ, но я бы делал следующее.
Делить оплату условно на три части. И после первого аванса художник должен:
- если это роспись стен, сделать весь основной «замаз» красками (подмалевок) и начать проработку, прорисовку одного куска 10-20% от общей площади. Заказчик уже примерно видит картину в целом и условно часть, как она будет проработана. Далее оплачивает следующие 35% до завершения, в этом случае и художник чувствует себя более-менее уверенным и спокойно рисует дальше.
- если это барельеф, то тут сложнее, так как 80-90% работы — это грязный и пыльный процесс лепки и резьбы. Уже по завершению виден барельеф без окраски, а в самом конце панно красится целиком. Но много зависит от сложности, и каждый мастер может подумать и предложить заказчику свои варианты, после какой стадии оплачивается следующая треть. Возможно, вначале сделать для примера один готовый кусок на стене или еще как-то.
В таком раскладе, на мой взгляд, минимальны потери с обеих сторон. То есть, на случай конфликта заказчик увидит и поймет, устраивает или нет его такое начало и часть с прорисовкой. И если нет, решать и обсуждать, а не ждать завершения.
Лучший договор – это разговор
Да, есть разной сложности проекты, не всегда удобно менять технику или стадии, и никто не отменял поговорку «заказчику пол работы не показывают», но другого диалога я не вижу в данном вопросе.
И главный совет – это обсуждение, разговаривайте, не стесняйтесь задавать «глупые» вопросы и, желательно, до начала работы. Для этого нужно немного почитать, посмотреть и вникнуть в детали.
Роспись стен фото, один из этапов "подмалевок", когда раскрываются основные большие пятна в рисунке и еще нет никаких деталей.
Можно спрашивать и во время работы. Художник всегда ответит и объяснит, если это нормальный спокойный вопрос без претензий, как он рисует, почему тут краска стекает, а этот участок выглядит, как будто тряпкой смазали. Честно скажу, хоть я и привык, но ЧАСТЫЕ такие вопросы во время работы раздражают. Особенно нежелательно ПОСТОЯННО что-то менять в процессе рисунка. Но, в любом случае, обсуждайте.
Вернуться назад | Просмотров (8650) | Размещенно: 2019-07-08 |